Требования законодательства в области безопасности пищевой продукции

С 1 июля 2013 г. вступил в силу TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», согласно которому «…при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП» (статья 10).

В условиях современного рынка производитель может успешно реализовать свой товар как у себя на родине, так и во всем мире, только при условии выполнения определенных международных требований. Одними из таких требований является наличие на предприятии системы менеджмента безопасности пищевых продуктов, а с вступлением в действие ТР ТС 021/2011 оно стало обязательным!

В случае нарушения положений TP ТС 021/2011 производитель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 14.43 КоАП РФ «Нарушение изготовителем,исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов».

КоАП РФ Статья 14.43. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов

(введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 237-ФЗ)

1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
Примечание. Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

ХАССП в общественном питании

С 01.01.2016г вступил в действие ГОСТ 30390-2013 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия», в соответствии с которым установлены  обязательные требования к процедурам обеспечения безопасности продукции общественного питания, основанные на принципах ХАССП. 
Продукция общественного питания- это совокупность кулинарной продукции, хлебобулочных, мучных кондитерских изделий, относится к скоропортящейся продукции. Система менеджмента пищевой безопасности в общественном питании основывается на выявлении критических контрольных точек в целях максимально предотвратить все возможные риски, определении их пределов и постоянному контролю. В настоящее время ХАССП в общественном питании является основным инструментом в обеспечении безопасности пищевой продукции.
Смысл внедрения системы ХАССП заключается в том, чтобы выявить и взять под системный контроль все критические контрольные точки предприятия, то есть те этапы производства, на которых нарушения технологических и санитарных норм могут привести к неустранимым или трудно устранимым последствиям для безопасности изготавливаемого пищевого продукта. В процессе создания HACCP (ХАССП) анализируют процессы по всей пищевой цепочке - от начального сырьевого сегмента до момента попадания к потребителю.
Основные принципы разработки системы ХАССП определены ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования» и ГОСТ Р ИСО 22000-2007 "Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции"
За несоблюдение производителем пищевой продукции, в том числе и продукции общественного питания требований ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»   установлена административная ответственность в соответствии с ч.ч. 1-3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (см. выше).

Преимущества сертификации системы ХАССП

Все пищевые предприятия, изготавливающие пищевую продукцию, обязаны пройти соответствующие проверки и получить подтверждающие документы. Без выполнения этих условий выход на рынок продуктов питания для компании будет невозможен.
Система менеджмента безопасности пищевой продукции по ГОСТ Р ИСО 22000 "Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции", это современная востребованная система, высокого уровня. Наличие сертификата дает производителю уверенность в том, что его продукция безопасна.
При решении конфликтных ситуаций и в судебных разбирательствах сертификат на систему является весомым аргументом в пользу безопасности произведенной продукции.
При расшерении рынка сбыта и поставе продукции в торговые сети необходим сертификат на систему ХАССП.
Наличие сертификатов системы менеджмента безопасности пищевой продукции, является конкурентным преимуществом. Зачастую одним из условий участия в тендере является наличие на предприятии системы менеджмента безопасности на основе принципов ХАССП. Таким образом, предприятия, которые не имеют сертификатов на эту систему, не могут даже подать заявку на участие в некоторых выгодных тендерах, несмотря на то, что выпускают продукцию высокого качества.

Наши эксперты окажут полный спектр услуг в области разработки и сертификации системы ХАССП:

- организация и проведение аудита Вашего предприятия;
- анализ имеющейся на предприятии документации;
- анализ рисков и определение критических контрольных точек;
- разработка блок-схем технологических процессов;
- пооперационная оценка опасностей и составление мероприятий по управлению;
- определение критических контрольных точек и разработка плана ХАССП на Вашем предприятии;
- разработка документов системы менеджмента безопасности пищевой продукции, основанной на принципах ХАССП, включающие в себя:
- приказ, политика в области безопасности пищевой продукции;
- программа обязательных предварительных мероприятий по требованиям ГОСТ Р 54762–2011/ISOTS 22002-1:2009;
- руководство по системе менеджмента безопасности пищевой продукции;
- документированные процедуры по всем этапам производства в количестве 23 шт.
- инструкции;
- формы журналов;
- внедрение системы менеджмента безопасности пищевой продукции, основанной на принципах ХАССП;
- оформление  сертификата на соответствие требованиям ISO 22000:2018 (ГОСТ Р ИСО 22000-2019), ГОСТ Р 51705.1-2001 (HACCP); FSSC 22000 (V 5.1.); IFS; BRC;
- дальнейшие консультации по вопросам ХАССП.

Цены на товары и услуги

Название  Цена
Разработка системы менеджмента безопасности пищевой продукции, основанной на принципах ХАССП с учетом особенностей Вашего производства от 30 000 руб
Внедрение системы менеджмента безопасности пищевой продукции, основанной на принципах ХАССП на предприятии от 30 000 руб
Проведение выездного аудита производства от 5 000 руб

Оформление сертификата  ISO 22000:2018 (ГОСТ РИСО 22000-2019), ГОСТ Р 51705.1-2001 (HACCP)

от 5 000 руб
* Цены являются ориентировочными. Расчёт точной стоимости работ производится экспертами на основании информации о Вашем предприятии.